seringvar (seringvar) wrote,
seringvar
seringvar

Мы очень европоцентричны

Продолжаю с любопытством читать Б.В.Макарова. Вот такой тезис "Основной урок европейской истории состоит в бесперспективности фундаментализма, когда даже культурная политика подпитывалась гегемонизмом". Вы знаете вывод очень нелицеприятный. Наша риторика об самоидентификации и отказе от евроориентации, увы зиждется как раз на евроориентации. Но выглядит это именно так. Мы ориентируемся на то, что уже давно ускользнуло и ушло, а мы как бы упали на тень проходящего, и даже не на тень, а на то место на котором была тень и вот вот ускользнула.

Увы, увы, увы, мы русские очень сильно европоцентричны, может быть даже более европоцентричны чем сама Европа. Европа как бы находится в поиске, а мы в своих стараниях как-то подтормаживаем, а может быть через свои старания подтормаживаем. То что вчера было европоцентризмом, ну каких-то 30 лет назад, а мы тут как тут. Мы оглядываемся сегодня в поисках великих европейских политиков (де Голля, Черчилля и т.п.), а Европа в своем поиске уже давно отказалась от принципа великих политиков, а мы тут как тут. Мы как-то соскальзываем назад и ведь самое интересное, что есть России люди, которые чувствуют это, чувствуют, что фундаментализм наш это всего лишь жалкое опоздание. Вслушайтесь в критику летящую в современную власть России со всех сторон, за общим политическим хором можно иногда расслышать это осознание опоздание. Не поиск самобытности, а именно замену этой самобытности глубочайшей привычкой к опозданию. А мы за многие века разучились самостоятельно ходить и в качестве самобытности предъявляем все что угодно, только не самих себя, мы предъявляем то, что было но выскользнуло в прошлое.

И мы ведь продолжаем ориентироваться на этот самый, как говорит Марков "гегемонизм". Смотрите кто наши союзники в Европе - современные гегемонисты, с мышлением европейцев конца 30-х годов, с установками на "кровь и почву". И вот тут война в Европе, снова проглядывает сквозь грязную занавеску и мне кажется, что все теперь будет зависеть только от двух вещей: способности русских затянуть ремни и желанию русских подчиниться какой-либо идее. Какой идее? Не важно! Хватит ли нам духу?

Важно, что этот вопрос о том хватит ли нам духу для проявления гегемонии через авантюру, за которую заплатят люди затянутым ремнем и очередным восторгом или хватит ли нам духу не допустить войны? И на то и на это нужна духовная сила к которой зовет нас, как это не странно, наша привычка к следованию за Европой, увы, наша привычка следования за Европой с четверть вековым отставанием. И это не отставание экономическое, а отставание в осмыслении происходящего, в восприятии уже новых и новых вызовов, которые диктует нам не только экономика, но и геополитика, но и социальная психология и т.д. и т.п.

Они уже куда-то рванули, в область без этого, а мы еще в пыли той драки, которую все стали забывать, но мы это рассматриваем как настоящее. Хватит ли нам духу не затягивать ремень и не подчиняться чужой идее, а все же родить что-то свое? На фоне этого недавно сделал ужасный для себя вывод: в Православных храмах нет молодежи. Есть советские старики и советские же пожилые люди с детьми, а молодежи нет. А если кто заводит в православный храм молодежь, то как-то нарочито, с внутренним побегом. Мы как будто что-то узнали и боимся об этом рассказать. И ведь эти советские пожилые люди приводят детей в свой советский Православный храм, как в последнюю надежду своей жизни, а не как в Православный храм, но дети этого понять не могут.
Tags: Этика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments