seringvar (seringvar) wrote,
seringvar
seringvar

Отказ от всеобщего

Иногда у меня такое ощущение, что мы ни как не можем различить тот вызов, который нам бросает Сущее. Мы вроде как реагируем на вызов, но вызов оказывается другим. Был нам вызов в виде необходимости что-то делать с социальным неравенством и социальной несправедливостью. Но мы на нее ответили строительством общества тотальной справедливости, вернее общества принуждения к социальному равенству. Вызов гремел об одном, но мы услышали другое. Нам очень хотелось всеобщего в ответ на ускользающее частное. И видимо вызов был именно таким. Вызовом был вопрос не социальной справедливости, социальная справедливость была на поверхности. Вызовом было всеобщее, как решение проблемы частного недовольства уходящего во всеобщность. Неравенство и рожденное им недовольство сначала было частью, а потом вырвалось наружу и уже обусловило социальные конфликты. Неравенство стало высвобождаться из частного во всеобщее и всеобщее потребовало тотального ответа.

И тотальным ответом стали и фашизм, и коммунизма, и анархизм и т.п. Все что вырвалось как глобальное решение проблемы предлагалось как ответ. Мы отдали все силы и самое ужасное отдаем этому все силы до сих пор. Мы разглядываем в любом вызове всеобщность и заявляет лишь тотальные ответы. Самыми крупными тотальными ответами это были 1-я и 2-я мировая война.

Мы тотальным отвечали на тотальное. Мы продолжаем это делать и продолжаем рождать тотальное, как катастрофу, цепляющую за собой следующую катастрофу и не понимаем, что вызов в другом, вызов брошен нам именно через тотальность. Ответом чему должно стать частное и самым ярким криком, всего лишь криком, этого частного вырвалось в концепции Права Человека, но мы опять сорвались, мы опять подскользнулись и обрушились и с этим в тотальное. Мы вдруг посчитали ответ об ответственности перед частным, всего навсего еще одним тотальным ответом. Самое идиотское, что мы продолжаем делать тоже самое.

Я вглядываюсь в лица тех, кто был наследником советского диссидентства и обнаруживаю горечь сожаления об отступлении одной желанной тотальности и наступлении другой тотальности нежеланной. Тут надо понимать, что это наследство довольно частного явления и наследство, что еще более важно, наследство совести, на уровне ответа тотальному одного маленького человека, маленькой горстки людей стоящих перед огромной машиной.

Тотального ответа на тотальное быть не может. Может быть об этом говорит Ханна Арендт? Она попыталась нас вырвать из тотального предлагая выйти из тотального в принципах решения. Но мы не хотим слышать ее. Она единственная не хотела тотального ответа на тотальное. Банальность зла в том, что оно не преодолевается тотальным путем и не будет никогда преодолено. Оно здесь. А ответом на тотальность может быть только самая глубокая защита частного. При этом, упаси вас Боже, пытаться защитить частное вообще, для всех, в каком-то удобном для этого режиме или праве, которое подойдет для всех.
Tags: Этика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments