seringvar (seringvar) wrote,
seringvar
seringvar

Недомолвки Витгенштейна 11. Знания и изменения.

95. Знание как накопление или знание как вечное переживание по поводу непонятного, не осмысленного. Человек знает, человек уверен и именно поэтому не хочет меняться, не хочет думать. Самое накопление знания имеет значение как плод любопытства, как нечто вскармливающее любопытство как культуру, как личную черту характера. Я могу складывать в копилочку то что мне интересно и то что мне необходимо и в обоих случаях это будет капитал необходимого или капитал интересного, но капитал необходимого шаг за шагом умерщвляет любопытство и самое главное перестает выталкивать человека в область сомнения.

96. Сомнение - это игра возможного и невозможного. Необходимое находится в области возможного. А вот "сомнение не является необходимым, даже если оно возможно". Это как два множества, которые хоть когда-либо пересекутся. И именно поэтому знания в области необходимого - это про полную утрату мыслительного процесса. А знание в области сомнения - это больно, но это именно про познание. Это про знание в области невозможного. Это единственное место где любопытство и фантазия встречаются и где их любовь наиболее плодовита.

97. Чтение книги возможно только в области любопытства, в области сомнения, в области невозможного, в области фантазии. Чтение книги вне этого - пагубно прежде всего для самой книги.

98. Сомнение рождает игру, а игра рождает сомнение. Мы не можем идти в область познания вне игры, вне игровой фантазии. Нужна вот эта хрупкая ткань понарошку. Понарошку это условие целостности и условие фрагментарности. Витгенштейн в Желтой книге указывает, что правила могут быть как обязательным условие предигры, так же могут рождаться в ходе игры, как озарение. Полагание не путается со знанием, полагание - это и есть по сути обязательное условие знания. Но полагание пропущенное через практику - это и есть достоверное. Но достоверным оно является только в момент подтверждения практикой, а потом оно опять сползает в область полагания, в область фантазии, в область переживания рождаемого сомнением.

99. Но что бы все же знание случилось, должна начаться игра, где гипотеза будет принята, условно принятая. Иначе знания не случится. И вот ту сложность возникает. Мы можем эту условную принятость усилием договоренности объявить "условно вечной", тем самым вырвав знание и из области живого знания.

100. К стати, право возникает именно так. Право не может существовать в области живого знания, оно не применимо. Право - это "эмпирическое предложение". Это когда мы выгоняем фантазию и сомнение не только из области объекта, но и из области отношений объектов друг с другом. Но рождает право, как необходимость. Для науки же это опасно, для науки это нужно лишь для социального обустройства науки, для получения должностей и т.д. и т.п. Храм науки из которого изгнана София. Но ведь София - это вечная игра.

101. Мы не можем прорываться в истину, как в огромный резервуар заполненный достоверным, мы можем лишь играть в истину и игра нам подарит достоверное в ходе игры, а не как иначе.

102. Общество, в виде элит или власти здесь занимает роль оценщика, общество приценивается к тому, что возникла в результате игры, объявляет этому стоимость и именно эта стоимость есть руководство к действию. Но эта стоимость не про достоверное. Это приписываемая стоимость. Это еще одна игра со своими правилами по приписыванию стоимости. Так вот мы разглядываем достоверное не в игре под названием София, а в игре под названием припиши стоимость. Почему мы туда все время соскальзываем? Тут есть момент сакрального. Элиты не зря являются оценщиками. Они как бы отщипывают от своей божественности кусочки и бросают их в сторону игры Софии. Хотя это бред, потому игра Софии - это уже само по себе божественное явление. Хотя по сути в этой игре Софии достоверное единично.
Tags: Этика.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments