seringvar

СЕР ИНГВАР

Записки юродивого


seringvar

Мои твиты

  • Чт, 21:14: Мы наиболее пристально вглядываемся лишь в то, что составляет исход нашей жизни. В Бога вглядываются лишь ищущие Бога.
  • Чт, 22:14: Мужество это признание очевидного вопреки массовому неверию в него.
  • Пт, 08:18: Мы рождаем нужность.
Tags:

seringvar

Мои твиты


  • Ср, 18:47: Не позволяйте заблуждениям превращаться в убеждения.


seringvar

Битва за автономию индивида 4

А как же быть людям, которые никогда не будут автономны в силу отсутствия природных ресурсов, в силу того, что им не хочется быть автономными и хочется все время искать к кому бы прилипнуть и от кого зависеть, у кого можно собственную свободу, собственную автономию променять на более сытое существование.

Тот кто не может быть автономных и кто не хочет быть автономным. Кто убежден в собственном рабстве и кто, увы, не способен к нерабскому состоянию. Как же быть с взглядом на этих людей. Что значит права этих людей, что значит свобода этих людей? Если человек в силу болезни является "растением", он не может думать, он может лишь есть, спать и справлять нужду и то скорее всего справлять нужду в подгузник не более того. И развитие его невозможно. Этот человек никогда не будет автономен и никогда не будет свободен. Что же нам делать с этим человеком, есть ли права человека у этого человека? Мы можем декларировать права человека у этого человека, но на самом деле этот человек не автономен. Нам надо признать не автономность и зависимость этого человека от ресурсаносителя. Зачем нам декларировать то, что не существует. Мы лжем себе, что через это ложь быть людьми. Мы обманываем себя, что быть людьми?

Да, это именно так. Потому что есть один навык, который определяет человеку человеково. Это навык - помощь в автономизации людей, в освобождении людей, но не в плане отправки их в безответственное плавание, а в создании условий, когда люди начинают принимать хоть какие-то решения по поводу себя самих. Это сложно, очень сложно, но именно это определяет нас как людей. Отправление других в область автономии делать из людей людей. Если мы не делаем этого, то возникает проблема и с нашей собственной автономностью. Значит наша автономность - безответственна. Безответственной наша свобода становится когда мы подчиняемся и подчиняем других. Когда мы сваливаем нашу ответственность на другого и забираем ответственность о других людях на себя.

Странно? Да, именно так! Должен ли я подчинятся? Да, должен, но что бы научится, что бы вырасти и научится принимать решения и делать выбор. Должен ли заботится о других? Да, должен, но что бы научить ответственности тех, о ком мы заботимся.

Как же так? А если человек не способен забоится в силу болезни о себе? И вот тут парадокс, сильный парадокс. Даже если человек не способен заботится о себе, превращение его в животное - это лишения себя человеческого. Только забота, только забор ответственности о другом имеет смысл, когда мы вкладываемся в автономию тех, о ком мы заботимся, если это даже не дает результата. Бессмысленное рождает смысл. Безответное дает ответ. Безответственное рождает ответственность.

Дело в том, что моя автономия может в конце концов рождаться только в автономии других. Моя свобода рождается не в подавлении других, а в свободе других. В рабстве других рождается мое рабство.

seringvar

Битва за автономию индивида 3

Автономия индивида имеет смысл только когда построена самим индивидом. Если автономия строится кем-то другим для "индивида", то автономия может случится лишь как переход индивида на самостоятельные ресурсы и дальнейший отказ от поддержки некого доброжелателя. Иначе мы получаем не автономную конструкцию. Т.е. права работают против свобод. Потому что свобода - это разговор не про вседозволенность, а это разговор про автономность индивида и наличие возможности самостоятельного притязание на что угодно и наличие ресурсы для реализации притязания на что угодно.

При этом я понимаю, что фраза "на что угодно" - это условная фраза. Это спектр достаточно широких возможностей, но не бескрайних и этот спектр определяется многими ресурсными факторами и интеллектом, и здоровьем, и моралью, и деньгами, и коммуникабельностью, и фантазией... При этом все эти ресурсы автономны, т.е. человек по поводу этих ресурсов принимает решение сам. Например моральные ресурсы, требуют от него не убивать кого-либо и это требование не связано законом, а связано внутренним моральным законом внутри человека. Это автономное решение и так же мы говорим о законных и противозаконных поступках. Человек сам, исходя из своей моральной и правовой автономии принимает решение. Он достаточно автономен что бы не боятся и следовать своим сугубо индивидуальным установкам.

Да, это сложный выбор, но человек его принимает сам. Он автономен. Если человек не автономен и принимает решение не свое, а под влиянием внешних зависимостей, то это не свободный человек. И разговор о его автономии - это разговор изначально ложный.

Давайте оглянемся на свободы и права изложенные в универсальных документах. Что заложено внутри этих списков, какой принцип, какой закон блуждает там и вырывается наружу через данный список. Разговор идет о 18-20 свободах и правах. Из них правами признается не более трех. А свобода признается все остальное. Что значит фраза "человек имеет право", о чем это? Это разговор о том, что человека нельзя ограничивать со стороны сильного. Индивид автономен от воздействие более сильного, от воздействие например государства.

И так свобода избирать, это что за свобода. Это свобода на то, что бы индивид имел возможность автономно принять решение о выборе человека проходящего во власть. Что может помешать автономии человека совершающего данный выбор? Плохие знания? Не знание законов? Обман со стороны? Помехи для прохода на избирательный участок? Мнение других людей? Я автономен в своем выборе и мой выбор вне влияния, потому что я сам себя кормлю и мне не нужны подачки от других. Я сам могу разобраться в происходящем и не позволю каком-либо нанятому хулигану не пустить меня на избирательный участок, а если такое случится, то у меня достаточно ресурсов засудить негодяя. Я не похож на человека, который ничего не понимает, боится переспросить. Я не похож на человека, который даже после того, как ему объяснили опять спрашивает у доброжелателя: "А за кого мне голосовать". Я автономен.

Я настолько автономен, что даже если не будет избирательного участка, я найду в себе силы найти этот избирательный участок, а то и создать его сам. Я автономен настолько, что могу по этому поводу комуницировать с другими и даже вкладываться в эту затею своими ресурсами. Мои притязания подкреплены моей автономией.

А если я зависим от кого-либо, и этот кто-либо скажет мне, что я должен сделать нужный выбор, что бы я не ошибся, потому что я зависим и мое благополучие зависит от моего выбора, за кого я отдам голос и я буду все время оглядываться в поисках правильного ответа не внутри собственной автономии, а внутри другого человека от которого я зависим, или от структуры, от которой я зависим.

seringvar

Битва за автономию индивида 2

И так ресурсы индивида определяют объем его автономии. Ресурсов больше, независимости больше. Ресурсов меньше - автономии меньше. Это хорошо видно на детях, инвалидах и стариках. Дети не автономны, они движутся по возрасту к состоянию полной ресурсной возможности для притязаний, которые и обеспечат автономию. Детство кончается с возникновением более-менее полной автономии. У некоторых он может не кончится никогда. А некоторые попадают в условия автономии много раньше 18 лет. Хуже со стариками и с инвалидами. Старики движутся в автономии в обратную сторону. Они теряют автономию и их зависимость от ресурсов других возрастает. Притязания снижаются. Инвалиды попадают в сложные условия в силу либо излечения, либо ухудшения, либо поддержания состояния зависимости. И притязания, определяющие автономию сильно зависят от разной ситуации.

Получается что права на которые могут притязать люди с инвалидностью, люди в возрасте, дети и просто люди очень разные. Они зависят от ситуации каждого. Да, мы можем кричать о равных правах человека без ног и человека с ногами, но у человека без ног ресурсная ситуация много хуже чем у человека с ногами. Что же должно помочь дополнить ресурс того, у кого с ресурсом плохо? Вернее кто? Кто должен оторвать ресурс от себя и отдать тому, у кого с ресурсом плохо. Это примерно такой же вопрос, когда мы разглядываем человека бедного, у него меньше ресурса чему у человека не бедного и кто же должен поделится ресурсом с бедным. Кто и почему?

И тут мы выясняем, что ответ на слово "почему" - есть, ответ простой, потому что человек должен быть автономен. Автономность человека - сама по себе ценность. Ибо автономность рождает экономический успех союза автономных людей. Прогресс не возможен без автономности, без права на ошибку и без ответственности автономной личности за собственные ошибки. Автономность убивает лень и автономность рождает инициативу, рождает безоглядность, которая очень нужна прогрессу. При этом безоглядность становится массовым продуктом и массовая автономность нужна.

Отлично! Но что же делать с тем, что автономность требует ресурса. Но если это будет чей-то ресурс, то автономия не родится. Т.е. нужен само-ресурс? Но какой же само-ресурс у инвалида, у старика, у ребенка? У ребенка ресурсом является опекун, как и у инвалида, так и у старика. А само-ресурс не может рождаться в некоторых случаях. Значит установка опекуна по отношению к ребенку или к инвалиду должна быть ориентирована, не на компенсацию, а на рождение само-ресурса. Иначе права человека бессмысленны. Права человека не рождающие автономию бессмысленны. Права человека рождающие зависимость - убивают права человека.

Отсюда можно сделать вывод, что права человека имеют смысл не для всех, а только для тех, кто может быть автономен в перспективе. Если права человека не рождают автономию, то они усугубляют ситуацию зависимости и прежде всего развращают носителей ресурсов, а потом развращают тех, кто получает компенсационный ресурс. Индивидуальное притязание перестает двигать мир, перестает рождать конфликт в котором рождается будущее. Индивидуальное притязание заменяется на животное удовлетворение страстей - не более. И в виде Права Человека миру предъявляется желание нажраться, желание комфорта, которое должен удовлетворить ресурсоноситель и прежде всего власть.

seringvar

Битва за автономию индивида

Все это больше похоже на битву за автономию. Автономия власти от Бога, через формулу "Я - Бог", автономия элит от власти через формирование разного рода парламентов и судов, автономия разного рода корпораций через формирования цехов, профсоюзов, партий, клубов и т.п. И в конце этого длинного пути автономия одного отдельно взятого человека. Сначала в рамках этносов, сословий, корпораций, религий и т.п., а потом уже автономия индивида. И вот тут мы кажется зависли. Мы зависли в области автономии индивида вне других автономных формирований.

Ресурсов для автономии индивида не хватает. Солидарность корпоративная сильна от силы индивидов сложившихся в корпорацию, но личная автономия оказывается очень зависимой. И поэтому была изобретена формула позитивных прав. Очень сложная формула, когда обладающий ресурсом должен давать индивиду ресурсы для автономии.

И у индивида два выхода либо идти под ресурс сильного и терять автономию, потому что автономия - это возможность притязаний, а значит возможность для конфликта. Либо индивид должен солидаризировать и опять же отдать свою личную автономию корпоративному ресурсу.

Все битвы вокруг прав человека, все битвы вокруг вертикальности или горизонтальности прав человека вращаются вокруг этого. И возникает очень важный вопрос о существовании возможности автономии индивида. В принципе автономия индивида возможна? Индивида вообще, а не индивида в каждом уникальном случае. Равенство рушится...

seringvar

Вытолкнуть за грань

Наша природа требует от нас довольно странной поведенческой линии. Но, увы, мы ей чаще всего подчиняемся. Эта линия заключается в том, что наша психика не выдерживает целостного восприятия мира и мы вынуждены его сепарировать. Но если бы мы на этом останавливались, то это было бы пол беды.

Мы разделяем мир на наш и не наш и выталкиваем то, что не считаем своим за грань нашего. И это выталкивание носит довольно разрушительный характер. Мы не желаем видеть в других людям, если они нам не нравятся, хотя бы каплю добра. Человек должен быть вытолкнут в область плохого целиком, без остатка. И не важно, что здесь и сейчас этот человек делает добрые дела, не важно что он вам лично приносит здесь и сейчас пользу, он не имеет право быть в области хорошего, он обязан быть в области плохого. Если мы этого не утвердим, то наше сознание сместится и мы можем сойти с ума.

Нам будут говорит хорошо о человеке, которого мы ненавидим, но мы в каждом хорошем слове о нем будет искать зло и подвох, ведущий к злу. Мы сепарируем мир и это наша подоснова для того, что бы разделить целое на части, а части раскидать по удобным для нас нишам добра и зла. Мы хотим жить только в таком состоянии. Нам нужна демонизация, как нам нужна и обожествление. Сакральное для нас все.

Мы в растерянности если не может отмаркировать что-то гранью добра и зла. Это нужно нам что бы испытывать "правильные" переживания по отношению к объекту маркировки. И эта "правильность" ни как не связана с правильностью. Это связано лишь с тем, что мы не можем испытывать чувства вне восторга и ненависти. Нейтральное переживание - это смерть. Жизнь - это либо положительное либо отрицательное переживание. Если уж мы вытолкали человека в область отрицательных переживаний, нам надо подтверждать отрицательные переживания о нем. И если мы слышим нечто положительное о нем, то просто пропускаем это мимо ушей, положительное не ложится на нашу подкорку, просто забывается нашим мозгом. Если мы слышим нечто подтверждающее отрицательное, то мы акцентируем на это внимание и испытываем восторг по поводу совпадения. Фраза "Я говорил" по сути основная наша фраза.

Мы находимся в области соблазна совпадения наших оценочных переживаний с нашим эмоциональным ожиданием. Мы бежим от разочарования, соблазненные притягательностью совпадения. Победа над этим соблазном и есть одно из важный этических исканий человека.

Если вам говорят о человеке плохо - ищите в нем каплю добра, объясняйте себе почему он так поступил и что человеческое может оправдать его поступком. Это важный поход усложнения, а не упрощения. Это важный поход в борьбе с собственным подчинением эмоциям. Восставайте против собственного согласия с переживанием плохого. А причина этого восстания одна и она уже проговорена сотни раз. Как только мы выталкиваем человека за грань добра и зла, мы выталкиваем туда не этого конкретного человека, мы выталкиваем туда то даже самое мало божественное что есть в нем. Мы выталкиваем за грань Бога.

И тоже самое по отношению к себе. Восстание против положительного переживания по отношению к себе. Нет себя нельзя ненавидеть - это было бы катастрофой. Вопрос в другом, нельзя однозначно заводит себя в область чистого добра. Это восстание против Бога, это гордыня. Мы только тогда начинаем по настоящему существовать, когда себя мыслим на грани и других мыслим на грани и никого не выталкиваем за грань.

Потому что вглядываясь в других людей как в зеркало мы можем лишь разглядеть себя самого. Если мы видим в других людях зло, то только потому что очень много зла внутри нас и оно требует отражения в других людях. Если мы видим в других людях добро - то много добра изнутри нас стремится отразится в других людях. Мы лишь видим то, чему способны сопереживать.

seringvar

ТНТ-Сыктывкар прервала "минуту молчания" на рекламу.

Уродство какое-то. Собрал я всю семью в 19.00 у экрана телевизора, что бы мы минуту молчания вместе провели. Вспомнили своих дедов. Делаем мы это всей семьей традиционно уже много лет подряд.

Угораздило нас всех ждать минуту полчания на канале ТНТ. Началась минута молчания. Пошли портреты солдат. Пошли стихи. Все было хорошо. Мои дети слушали стихи. Приближалась минута молчания. Все ждем.

И вдруг ТНТ-Сыктывкар, прерывает минуту молачания с рекламой. Мы тут же перескочили на другой канал и все же минуту полчания простояли с детьми. Сделали мы это, но осадок от произошедшего был довольно мерзкий.

Когда я вижу, уже не один года, как проводят минуту молчания в Израиле, когда останавливаются автомобили, когда вся страна замирает, я чувствую в этом некоторую общую силу, чувствую важность этого момента. И мне очень хочется, что бы для каждого в России 9 мая в 19.00 тоже останавливалось время на 1 минуту. Что бы люди в память о своих погибших в войну дедах вспоминали про это и готовились к этому. Что бы люди в телевизионных студиях понимал, что это важно для всей страны. Что в самих студиях телевизионных к этому относились с большим уважением.

Я понимаю, что частным образом идущий по улице человек 9 мая в 19.00 не обязательно должен останавливаться, водитель не обязательно должен останавливаться, это частное дело, и каждый принимает решение сам. Но в магазинах, в кафе, в ресторанах, в кинотеатрах, в телевизоре, на радио и т.п. люди организующие шоу и развлечение должны понимать, что это важно для всей страны и как-то надо ориентироваться на 19.00 9 мая. Эта так культура которую мы либо родим, либо она исчезнет и мы потеряем очень многое.

А за ТНТ-Сыктывкар мне просто стыдно. Я понимаю, если бы они изначально не стали показывать "минуту молчания", но ведь они начали, а потом... Стыдно, что 9 мая, в 19.00 им было пофиг какую кнопку нажимать, что они отнеслись к очень важному для всех, кто смотрел их в этот момент, как к чему-то обыденному и сиюминутному. Это отватительно. 

seringvar

Мои твиты

  • Пн, 23:35: Надо осознавать, что многое из актуально происходящего, что кажется нам сегодня самым важным, всего навсего фон.
Tags:

seringvar

Ходите люди в баню...

Хожу каждую неделю в общественную баню. Хорошее место наши сыктывкарские бани. Цены выросли, но качество бани сохранилось. Я ходил в общую баню еженедельно с самого раннего детства. Помню еще отце меня водил в баню, которая находилась в помещении на ул. Куратова, где сейчас находится станция Скорой помощи.

Сейчас для меня баня - это такой сканер общей культуры. Был период, когда в банях крали вещи. Теперь не крадут. Были периоды, когда в банях были огромные очереди и надо было стоять в очереди не 2-3 часа, что бы зайти попариться. Сейчас очереди меньше. Были периоды, когда в банях продавали пиво, водку, рыбу, колбасу. Можно было хорошо покушать, выпить. Сейчас все стало более цивилизовано и спокойно.

Картинку взял здесь

Но самое интересное это разговоры. Мужики напарятся и начинается длинная политбеседа. Приведу только один разговоров, которые я услышал в этот вторник в общественной бане.
- Коррупция кругом...
- Сколько ни сажай все воруют.
- А как вам Гапликов?
- Такой же...
- Да ну, его же Путин поставил.
- Ну и что. Вон все кого Путин поставил, все воруют. Видел, что Навальный рассказывает.
- Навальный учился борьбе с коррупцией знаешь где?
- Где?
- В самой Америке
- Да ну?!
- Да, только его учили бороться с американской коррупцией, а нашу он сможет...
- Навальный сможет...
- Его учили их коррупцию побеждать, а не нашу. Нашу надо по другому...
- Навальный хороший, он сможет.
- Не сможет. Нашу по другому надо. Хы-хы-хы...
- Но Гапликов-то не ворует. Вот Гайзер воровал, а Гапликов - нет.
- Он, говорят, своих строителей сюда привез.
- Как это?
- Ну теперь здесь строят все его строители, а не гайзеровские. А на строительстве знаешь сколько можно красть.
- А сам-то он откуда?
- С Саранска говорят.
- С Саратова он.
- Да нет. Откуда-то он с мордвы или от марийцев.
- Он наш что-ли?
- ???
- Из фино-угорских?
- А что не видно что ли?
- Ха-ха-ха-ха...
- И что всех строителей оттуда везут?
- Нет, он краснодарских строителей сюда везет. Наших всех разорил.
- Те что в Сочи Олимпиаду строили?
- Наверно.
- Они же там столько украли...
- Да... Теперь будут здесь... Ха-ха...
- Да, плохо...
- Да, но украинцам еще хуже.
- Да что тебе украинцы?
- Мне то ничего, но им плохо.
- А что им плохо?
- Ну у них такое творится...
- Да, им еще хуже...

Прислушаешься к этим беседам голых потных пожилых мужиков и начинаешь понимать что есть какая-то в этом безысходная правда. Правда, в которой как в зеркале отражается сегодняшний день со всей болью, мифологизацией, безвыходностью, сказчной простотой, несправедливостью, отрытостью.

?

Log in