seringvar (seringvar) wrote,
seringvar
seringvar

Право как не постоянное

Тут не знакомая бросила ссылочку на интересную статью: "Воля к достоинству против "крепостного права". Не сказал бы я что в восторге, но конструкция предложенная автором заставляет сделать очень интересные выводы.

Если сводить все к просто схеме, то проблемы в России в сравнении с Европой вращаются вокруг отношения к такому важному правовому и философскому конструкту как "достоинство". В силу разных, в том числе исторических причин "достоинство" в России не постоянно. И там длинное описание почему. Сами разбирайтесь, не в это главное для меня сейчас, хотя поговорить об этом тоже было бы интересно. Отношение к праву так же не постоянно, или как автор статьи говорит "творческое". И вот при наличии двух не постоянных "права" и "достоинство" - возникает острая необходимость в наличии постоянной, в пику не постоянства двух первых, третьей составляющей "власть".

Если эту конструкцию попытаться осмыслить, то получается, что власть в России как бы обречена все время предъявлять в публичность - необходимость укрепления себя самой, как спасения общества, как спасения страны. У европейцев с "правом" легче. У них право является по своей сути константой, на которую пытаются посягать, но вроде как договорились не трогать. Эта договоренность как-то зацементировалась, столетие за столетием, в связи с этим и "достоинство" стало тоже приближенной к константе (автор статьи описывает почему это так), и в связи с этим власть может кричать как угодно о своей необходимости, но население может себе позволить себе такую роскошь как нестабильность власти.

Мы же не можем себе это позволить. Власть в России это чувствует и все время предъявляет себя как единственную стабильность, как единственную константу. Но вот тут надо понимать, что "константа" - это в математике некая составляющая, о которой договорились как о непоколебимой. Завтра могут передоговорятся, что бы удобнее было сводить реальность с математическим миром.

Наша, российская договоренность о константе находится в не в области права, а в области власти. А "достоинство" только тогда начинает привлекать свое внимание как константа, когда власть ослабляется. Несправедливость власти (а значит ее слабость) толкает нас из области стабильности власти в область стабильности "достоинства". Самое страшное, что к "праву", как константе мы ни как не хотим относиться, ну вот это и есть наше "все". Творческое отношение к праву - это у нас в крови.

И все наши революции и бунты - это революции не права, а достоинства, где достоинство - это когда раб перестает себя чувствовать рабом только когда получит в рабы своего бывшего хозяина. И усиление достоинства связано с ослабление власти.
Tags: Власть, Этика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments