Category: история

Category was added automatically. Read all entries about "история".

Кулаки. 4. Лесоповал.

4. Лесоповал.

На Вычегде, где были созданы первые спецпоселки сразу на лесоповал забирали не много поселенцев, им начало нужно было обстроиться. Основная работа велась в поселках и по созданию инфраструктуры обеспечивающую поселок (дороги). Из трех с половиной тысяч завербованных в ноябре 1931 года на лесоповал работников  в Объячевском ЛПХ было только 204 переселенца. Большую часть завербованных составляли колхозники. С каждым годом Комилес вербовал все больше и больше поселенцев. Печора отличались тем, что здесь было малая заселенность. И прибывшие работники в большей части были сразу задействованы на лесоповале. Создавать поселки пришлось лишь небольшим бригадам.     

Кульченков Ф.И., Мерзляков Н.П., Вареха П.Е., Панев В. А. Редкое фото с лесоповала.

Лес заготовляли в поселке, возле Дутово, Куздибожа, или на другой стороне реки, кое-кого уводили и по дальше: в Митрофан, на Мылву и на Якшу. Уходившие на лесозаготовки жили возле лесосек, в ими же выстроенных бараках. Кое-кто из переселенцев провел на лесосеках по несколько лет.   

Collapse )

Мои твиты

Кулаки

Решил опубликовать здесь свою старую книгу, которую я написал когда-то очень давно. Книга назвалась "Кулаки" и рассказывала о спецпоселке "Ичет-Ди", куда были высланы в 1931 году мои предки Колтавские и где родилась моя мама. 

1. Начало

Недалеко от современного города газовиков Вуктыла есть дачный поселок “Куздибож”. Когда-то на этом месте была деревня c таким же названием. Место легко можно найти на карте, так как рядом с ним по дну реки Печоры проложен газопровод “Сияние севера”. Правда, старые крепкие дома коренных коми здесь заменили полуфанерные ящики-дачи, куда на лето выбираются выктыльцы. По реке в верх - переправа, а рядом три красавца острова, заросших буйным ивняком, рассекают Печору. Один из них, называют “Ичет-ди” (Маленький остров). Дал ему название, наверно, житель Куздибожа, не ведая, что станет он местом до боли близким и страшным от пережитого и увиденного не только коми людям, а двум тысячам русских из-под Воронежа.

Печора - это медвежий угол, сюда либо бежали от властей, либо власть использовала это место, что бы удалить непокорных. То староверы пришли сюда за своими наставниками, спасаясь от антихристовой власти, да так и остались. То задумали премьер Столыпин с исследователем Журавским, малоземельных крестьян России сюда с семьями переселить. Тогда не дали этого сделать два коми интеллигента: Каллитсрат Жаков и Питирим Сорокин.  

Collapse )

Мои предки, крепостные крестьяне сначала граф Безбородько, а потом дворянина Рубашевского, который…

Ящик пандоры – СУДЯТ АРХЕОЛОГОВ, ОТКАЗАВШИХСЯ УНИЧТОЖАТЬ НАХОДКИ

Ящик пандоры – СУДЯТ АРХЕОЛОГОВ, ОТКАЗАВШИХСЯ УНИЧТОЖАТЬ НАХОДКИ

В ПЕТЕРБУРГЕ СУДЯТ АРХЕОЛОГОВ, ОТКАЗАВШИХСЯ ПОДПИСАТЬ АКТЫ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВO НА МЕСТЕ ИСТОРИЧЕСКОГО ПАМЯТНИКА В Петербурге в четверг начался уникальный судебный процесс. Впервые в России предъявлен иск археологам, которые обнаружили ценные...

Posted by Игорь Сажин on 12 ноя 2017, 12:37

from Facebook

Бибихин В.В. Книги.Статьи.Переводы

Бибихин В.В. Книги.Статьи.Переводы

Как человек не может по воле заснуть, по воле проснуться, по воле родиться, по воле умереть (т. е. захотеть и выключить себя из жизни), так он не может по воле оправдаться, оправдание собственными делами такое же противоестественное, плохое дело, как насилие, как смерть от собственной руки. Не мы себе взяли жизнь; а оправдание, освобождая от мук совести, есть та же жизнь. Оправдание впускает в счастье, в существование.

(из отдельных записей, 11.5.1977)

Posted by Игорь Сажин on 31 окт 2017, 19:28

from Facebook

«Я не философ и не историк. Я человек действия» | Уроки истории XX век

«Я не философ и не историк. Я человек действия» | Уроки истории XX век

Исполнительный директор Международного Мемориала Елена Жемкова в проекте “История Мемориала” рассказывает о первых шагах движения — как небольшая группа незнакомых друг с другом людей превратилась в одну из крупнейших в России общественных организаций, занималась ли она когда-либо политической деяте...

Posted by Игорь Сажин on 30 сен 2017, 21:46

from Facebook

Анаксимандр о достоверности зла

Три варианта перевода небольшой фразы Анаксимандра. 4 век до нашей эры, вокруг него ходят люди находящиеся в иллюзиях своего времени, а он вдруг пишет труд конструирующий мир без сакрального. Вернее сказать сакральное он конструирует по другому.

1-й перевод Ницше: "Откуда вещи берут свое происхождение туда они должны сойти по необходимости; ибо они должны платить пени и быть осуждены за свою несправедливость сообразно порядку времени". (Хайдегер "Изречение Анаксимандра")
2-й перевод Дильса: "Из чего же вещи берет происхождение, туда и гибель их идет по необходимости, ибо они платят друг другу взыскание и пени за свое бесчинство после установленного срока". (Хайдегер "Изречение Анаксимадра")
3-й первод Лебедева: "А из каких (начал) вещам рождение, в те же самые и гибель совершается по роковой задолженности, ибо они выплачивают друг другу противозаконное возмещение неправды в назначенный срок времени". (Фрагменты ранних греческих философов)

Я лишь пытаюсь понять то что было переведено в рамках той культуры, которая была в тот момент наиболее восприимчива, что же осталось от культуры Анаксимандра. Что-то же должно было общее остаться. И так есть несколько вещей схожих: происхождение, схождение, некое зло и плата за зло. При этом зло связано с самим существованием любого прошедшего путь от происхождения до схождения, и плата идет именно за это зло и это есть по сути неизменный порядок вещей или гармония. Т.е. все три переводчика вытащили эти четыре элемента и схожую взаимосвязь.

Когда-то очень давно, будучи еще студентом меня мучила несколько лет одна мысль, о существовании не наносящей вреда. Наблюдая жизнь, я все более и более пытался понять, что же из любой даже самой малой деятельности человека может не наносить вреда другим людям. Увы, вывод, к которому я пришел был не утешителен: все наносит вред. Вред - это условие существования, зло - это условие момента достоверности. Потом правда я наше одну отговорку, в виде "рождения ребенка", как самого акта рождения, что само по себе все же превалирующая польза. Т.е. эта польза забирает все, компенсирует все.

Для меня был важен этических заход, как для историка. Потому что историческая наука предлагала некий популяционный взгляд на пользу. Типа, все что приносит хоть малую, хоть временную пользу популяции - есть безусловная и превалирующая пользу. Предлагать такой этический заход мне казалось вредным, потому что популяционный выигрыш одних безусловно популяционный провал для других. Но как же быть в состоянии единой популяции, под названием человечество. Здесь не стыковка. Одна популяция не может предложить общую договоренность. Нужны жертвы, нужны поражения, для сложения безусловной общей пользы, общей победы. Но тогда эта договоренность должна опираться на нечто безусловно полезное заложенное в самой природе человека.

Я пошел от обратного. Так какая деятельность не приносит вреда безусловно или хотя бы перекрывает весь тот вред, который сама же и рождает своим процессом? Оговорка о рождении ребенка меня не устраивала никогда, потому что я чувствовал безусловную натяжку, как только я предлагал ребенку вырасти и стать чем-то, в том числе и очередной катастрофой человечества, очередным разочарованием.

Если верить Анаксимандру, то получается что мы платим своей смертью, как возвращением в то, из чего мы вышли, за свое существо, как поток зла. Он как бы шагает чуть дальше меня. Он как бы предлагаем мне пройти не в сущее зло, а в то куда мы нисходим с этим злом и этим творим равновесие замыкая круг. Там можно нащупать пользу и добро. Без снисхождения смысловое единство не возникнет. Но это смысловое единство мира к достоверному не имеет отношения. Потому что достоверное находится вне смыслов. Оно их стимулирует, но никогда не присутствует в них. А значит достоверное однозначно уступает место мифу. И смысл может рождаться только сквозь миф. Но при этом надо отдавать себе отчет, что и достоверное может лишь скользнуть как простое и только как зло. Искупление зла может произойти лишь самим фактом возвращения в ничто, отдаления от достоверного в миф. Добро никак не связано с достоверным. Даже не пытайтесь туда шагнуть.

Анаксимандр мыслил физическими категориями, некоторые считают, что эта его фраза связана с законом сохранения энергии. Но для меня эта мысль была путешествием в другое. 

Умерла Таня Афанасьевна

Таня всегда была очень скромной и очень трудолюбивой. Ее тронули судьбы тех, кто невинно пострадал в годы Большого террора. Она посвятила всю свою жизнь, что бы собирать информацию о них и как-то напоминать людям, что нет ничего более ценного чем человеческая жизнь которую дают один раз и любая власть может разрушить и сломать единственную человеческую судьбу ради своих сиюминутных политических и частных интересов. Таня хотела, очень хотела что бы власти не ломали судьбы невинным людям, очень хотела.

Вот некролог о Тане, который мне пислали коллеги из Печорского "Мемориала".

ПАМЯТИ КОЛЛЕГИ

20 июня 2017 года в г. Ухте скоропостижно скончалась Татьяна Геннадьевна Афанасьева – филолог, краевед, музейный работник, председатель Печорского отделения Общероссийской общественной организации «Российское историко-просветительское и правозащитное общество «Мемориал» с 1994 по 2014 гг.

Есть люди, которые живут тихо и скромно, стараясь не привлекать к себе внимания. Но в итоге получается, что уход их вносит дисбаланс в размеренное существование. Это в полной мере относится и к Татьяне Геннадьевне Афанасьевой. Родилась 23 сентября 1951 г. в селе Айкино Усть-Вымского района Коми АССР в семье партийного работника. В 1972 году окончила с отличием филологический факультет КГПИ в Сыктывкаре. Преподавала русский язык и литературу в Кожвинской восьмилетней школе. Вышла замуж, переехала в Печору. В 1980 г. стала сотрудником Печорского историко-краеведческого музея. Здесь она нашла основную тему своих научных изысканий - репрессии 1930-1950-х гг. на территории Среднего Припечорья. В мае 1989 года Татьяна Геннадьевна вошла в состав правления только что образованного городского общества «Мемориал», где с 1994 года стала его председателем.

Татьяна Геннадьевна активно занималась сбором информации: знакомилась с людьми, записывала их воспоминания, ездила в экспедиции… Ее доброжелательность и открытость привлекали к ней людей разных характеров и судеб. Благодаря своему упорству и трудолюбию Татьяна Геннадьевна создала бесценный фонд по истории репрессий. Феноменальная память, скрупулезность и точность истинного историка делали ее третейским судьей в решении спорных вопросов истории Печоры и края. Своими знаниями она щедро делилась с коллегами.

В 1996-97 гг. совместно с учеными Коми научного центра Татьяна Геннадьевна участвовала в двух крупных этнографических экспедициях по Средней Печоре. В сотрудничестве с Ухто-Печорской организацией «Мемориал» работала с целевыми программами «К гражданскому обществу – через просвещение молодежи», «Уроки прошлого». Была руководителем работ учащихся ежегодного Международного конкурса «Человек в истории. Россия – ХХ век». Организовывала летние поисковые экспедиции учащихся по местам массовых захоронений ГУЛАГа в Печорском районе, финансируемые фондом «Покаяние» Республики Коми.

В 1997-98 гг. Татьяна Геннадьевна участвовала в XVI и XVII съездах лагерников, солдат Армии Крайовой в Польше. Вела активную краеведческую переписку, в том числе с Польшей, Израилем, Германией, Англией, Эстонией, Латвией, Литвой, Украиной, Казахстаном. В ноябре 2001 года была делегатом от Ухто-Печорского «Мемориала» в Гражданском форуме неправительственных некоммерческих организаций, проходившем в Кремле. Прошла курс обучающих семинаров общественных организаций в Печоре, Ухте, Москве, Перми, Санкт-Петербурге, Сыктывкаре по общей теме «Повышение эффективности деятельности общественных организаций».

Т.Г. Афанасьева выступала в качестве докладчика на международных симпозиумах в г. Сыктывкаре «Мир после ГУЛАГа» (2003) и «Музеи ГУЛАГа» (2004), в музейном совещании «Международная ассоциация исторических музеев Совести» в г. Перми (2005), III биографических чтениях памяти В. Иоффе (Санкт-Петербург, 2005), международном семинаре «Виртуальный музей ГУЛАГа» (Санкт-Петербург, 2005), юбилейной конференции к 10-летию Санкт-Петербургского регионального фонда им. К. Аденауэра (2006), международной конференции «Между памятью и амнезией» (Санкт-Петербург, 2007), международных семинарах «Польский след на северо-западе России» (Санкт-Петербург, 2009; Инта, 2009), на I международной научной конференции «История и перспективы развития северных регионов России: Роль ГУЛАГа, мемориальная деятельность» (Сыктывкар, 2011).

Статьи Татьяны Геннадьевны опубликованы в газетах «Печорское время», «Республика», «Красное знамя», «Красное знамя Севера» и других; в краеведческих сборниках Республики Коми; в изданиях международного историко-просветительского, благотворительного и правозащитного общества «Мемориал». Она автор книги «Вглядываясь в прошлое» (2009г.) и составитель путеводителя «Память о ГУЛАГе: Печора» (2014г.); автор научных концепций экспозиций Печорского историко-краеведческого музея «Печора и печорцы в годы Великой Отечественной войны» и «Кедровошорский островок ГУЛАГа».

В 2004 году Татьяне Геннадьевне присвоено звание «Заслуженный работник культуры Российской Федерации». Награждена многочисленными грамотами республиканского и российского значения.

Говорят, незаменимых людей нет. Говорят… Но действительность доказывает обратное. С уходом таких людей, как Татьяна Геннадьевна Афанасьева, появляется пробел, пустота, которую никем и ничем не заполнить. Нам остается лишь, по мере сил и возможности, продолжить ее дело.

Л.М. Еделькина, председатель

Печорского отделения

общества «Мемориал»